Социальная критика
Социальная критика изобилия высвечивает два механизма. Во-первых, на индивидуальном уровне работает соревновательный инстинкт, на который указывал веблен и который был заново концептуализирован Бурдьё как результат Бессознательного самопозиционирования индивидов относительно друг друга посредством своего стиля жизни. Вкус является предметом озабоченности, поскольку связан с тем признанием, которого мы ждем от других людей. Во-вторых, на макроуровне наши желания и вкусы не являются результатом исключительно внутренних побуждений. Так, политический теоретик Роберт лэйн особенно настаивает на том, что именно рынок создает желания, а не наоборот. Для большинства экономистов рынки являются наилучшим способом обнаружить и удовлетворить латентные потребности индивидов. Их критики, напротив, утверждают, что желания не даны априори, но скорее порождаются рыночными процессами. Тем самым они оспаривают тезис экономистов, согласно которому предпочтения индивидов должны рассматриваться как экзогенные и более или менее неизменные, а очевидные изменения во вкусах объясняются разницей в относительных ценах и доходах. Наконец, социальная критика отрицает знак равенства, который принято ставить в экономической литературе, между удовлетворением желаний и счастьем. Мы потребляем, или потребляем тем или иным особым образом, не с чисто гедонистической целью. Возможно, лучшим эмпирическим доказательством этому служит тот факт, что взаимосвязь между богатством, выбором и счастьем совершенно неочевидна.