Средство заботы
ПОследнее и, может быть, важнейшее средство заботы о безопасности граждан состоит в наказании за нарушение законов страны. По поэтому должен еще применить и к этому предмету развитые выше начала. Первый вопрос, возникающий здесь, состоит в следующем: за какие действия может государство налагать наказания и какие действия может почитать преступлениями? На основании предыдущего ответ не труден. Так как государство не должно иметь в виду ничего другого, помимо безопасности граждан, то оно не имеет права ограничивать никаких других действий, кроме тех, которые вредят ей. Все подобные действия заслуживают соразмерных им наказаний. Они служат помехой тому, что наиболее необходимо человеку для пользования своими силами и для развития их; вред, приносимый ими, настолько важен, что с ними следует бороться при помощи самых целесообразных и дозволенных средств; и затем, согласно первым и основным началам права, каждый должен согласиться на то, чтобы наказание ограничивало круг его прав, насколько его преступление посягнуло на чужое право.
Напротив, наказывать действия, относящиеся только к действующему лицу или совершающиеся с согласия того, которого касаются, запрещается именно теми основными положениями, которые не позволяют даже ограничивать эти действия; и поэтому ни одно из так называемых преступлений против нравственности не должны бы были наказываться, даже если бы вызывали соблазн; попытки самоубийства и самое лишение другого жизни с его согласия должны бы были оставаться безнаказанными, если бы в этом последнем случае слишком большая возможность опасных злоупотреблений не вызвала бы необходимости в карательном законе. Помимо тех законов, которые воспрещают непосредственное посягательство на чужое право, есть еще другие, о которых уже частью говорено в предыдущем и частью еще будет упомянуто. Эти законы ведут не прямо, а только косвенно к общей конечной цели, к которой государство должно, по нашему мнению, стремиться; их нарушение может также подлежать наказанию со стороны государства, если нарушение это уже само по себе не вызвало наказания, так, например, нарушение запрета составлять фидеикомиссы ведет за собой недействительность самого распоряжения. Это тем более необходимо, что иначе здесь совершенно отсутствовало бы принудительное право, обеспечивающее послушание закону.