Судьба социальных влечений
Нельзя было бы довольствоваться принятием метода, направленного на демистификацию или разоблачение и состоящего в прямом сведении универсального к частному. В действительности, речь идет о правильном проведении сразу двух операций: нужно не только распознать судьбу социальных влечений в зонах, наделенных возрастающими степенями цензуры, но также описать весьма реальные формы и цену работы универсализации. Это означает, что, продолжая «демистифицировать» претензии на универсальное, можно также принимать всерьез то, что агенты в этих претензиях навязывают сами себе с целью поддержания общего для коллектива верования. Если мысль Хайдеггера и несет метку «консервативной революции», внушенную идеологами в ситуации символической и политической мобилизации, то ясно ощущаемая в качестве первостепенной принадлежность к определенному полю научного производства, существенно более легитимному, обязывала его как профессионала принимать в расчет требования, вписанные в автономную историю этого поля, откуда вытекала как раз необходимость иметь дело с такими проблемами и темами, как пространственность, темпоральность, истина и др. И если у мыслителя было Stimmung , оно склоняло его именно к тому, чтобы мыслить в областях, где, казалось бы, аффекту нет места: это мышление, даже являясь в определенных отношениях «нечистым», не является простой обманкой. Таким образом, моЖнО подписаться под идеей, что занятие теоретической позиции, хотя и сродни занятию определенной этико-политической позиции, может, тем не менее, при изучении определенных вопросов внести собственно философский вклад, который вряд ли можно получить от другой, более «рационалистической», точки зрения.