Таинственная работа
Тем не менее, это еще не все. Верование никогда не может считаться раз и навсегда приобретенным, оно требует немного таинственной работы — не только с ее успехами, но и с полными или частичными провалами, причем целью этой работы является приведение каждого к признанию коллективно производимой и поддерживаемой ценности. Ничто не разыгрывается без присоединения к группе тех, кто должен принимать, регулировать, оценивать этот весьма специфический капитал — то есть «символический» капитал, к которому относятся уважение и репутация. Поскольку, чтобы существовать, и существовать социально, нужно быть признанным другими, также нужно вкладывать «убеждение», тот минимальный взнос, который состоит в признании тех, кто признает, то есть вкладывать первичную, чистую энергию, которая, уподобляясь «живому» труду, упоминаемому марксом, может быть единственным свободным для употребления капиталом, единственной вещью, о которой можно сказать, что она зависит от нас, и которой, в зависимости от той или иной точки зрения, может быть много или мало. Эта прерогатива, которой наделяется агент, не может быть ни отчуждена, ни делегирована: социальный мир посредством своих многочисленных игр навязывает эту необходимость — если не выбирать, то по крайней мере принимать участие, предлагать свою кандидатуру для игры, включаться каким-то образом. Тревога и вообще все те родственные ей чувства, что философы заносят в разряд некоего экзистенциального инварианта, задают тот инвариант социального существования, в котором и посредством которого на фоне ожиданий, побуждений, взглядов и ценностей открывается одиночество индивида, для которого решается вопрос, в качестве кого именно он будет существовать.