Трансцендентальная истина
Мы живем в эпоху плюрализма, релятивизма и семантической автономии социологического дискурса, когда многие исследователи считают истину фикцией. Однако на самом высоком концептуальном уровне, где речь идет об отношении социальной науки в целом и действительности, истина в своей трансцендентальной трактовке — как возможность любой эмпирической истины — выполняет функцию базовой научной ценности. Трансцендентальная истина, относящаяся к условиям возможности любой истины социологического факта, не имеет самостоятельного эпистемического значения. Она выражает совокупность факторов, определяющих «пребы — вание-в-истине» социологических практик и дискурса. Поэтому можно сказать, что трансцендентальная «истина есть в своей сущности не-истина» , но конститутивное условие эпистемической истины социологии.
Социология не может претендовать на то, что она устанавливает всеобщие внеисторические законы. Она неизбежно является временной, локальной и социально обусловленной, то есть выступает исторически конкретным производством социологических знаний. Социология практически, а не только в абстракции взаимодействует с социальной действительностью. Будучи субъективным коллективным предприятием, она не может описать свой предмет абсолютно и Sub specie aeternitatis, как это мог бы сделать не обусловленный социальной действительностью трансцендентальный субъект, если бы он, конечно, существовал. Однако это вовсе не означает, что социальная наука не способна производить истину о чем-то реальном, располагающемся вне ее. Не переставая быть относительным продуктом истории, социология, тем не менее, может создавать истинные знания о социальной действительности, которые не являются «всего лишь» конструкциями, хотя не являются и «всего лишь» ее адекватными отражениями.