Трансформация университетов
Эти изменения тесно связаны с трансформацией университетов в целом, затрагивающей относительную позицию по отношению к каждому направлению образования. Социология преподается не только на факультетах социальных наук, но и в школах социального обслуживания, политических наук, а также на исторических, архитектурных, юридических факультетах. Социальные характеристики студентов сильно различаются в зависимости от типа учебного заведения. Эти трансформации также соответствуют ярко выраженной феминизации, которая благодаря традиционному разделению труда по гендерному признаку склоняет к выбору вполне определенных дисциплин, что усиливает отдельные теоретические на —
Правления. В этих условиях содержание преподаваемого материала меняется вместе с более или менее эксплицитными требованиями студентов.
Таким образом, неавтономность поля, кодификация и морфологические изменения оказываются тесно друг с другом связаны. В самом деле, создается впечатление, что чем более неавтономно культурное поле, тем большее влияние социальные характеристики агентов оказывают на их практики, и наоборот, чем выше автономность поля, тем более определяющими оказываются специфические траектории и позиции внутри поля. В ситуации, когда малая автономность поля накладывается на слабую кодификацию, образ мыслей и действий, напрямую связанный с социальной траекторией агентов-производителей социальной науки, становится определяющим. Иными словами, социологов противопоставляют не собственно социологические точки зрения, а скорее эффекты их социальных позиций.