Убеждение граждан
Все, что государство имеет право сделать и может сделать с пользой для своей цели и без вреда для свободы граждан, ограничивается поэтому строжайшим надзором за каждым нарушением закона, либо действительно уже совершившимся, либо только задуманным; но это нельзя назвать предупреждением преступления в собственном смысле слова; поэтому я думаю, что могу утверждать, что действительное предупреждение преступлений находится вполне вне границ деятельности государства. но тем усерднее должно государство стараться о том, чтобы ни одно из совершенных преступлений не осталось нераскрытым, ни одно раскрытое — безнаказанным или даже слабее наказанным, чем этого требует закон. Нбо подтвержденное непрерывным опытом убеждение граждан, что им невозможно совершить нарушение чужого права без соответственного этому нарушению ограничения собственного права, кажется мне, составляет одновременно единственную охрану безопасности граждан и единственное верное средство обеспечить неприкосновенность уважения к чужому праву. В то же время это средство представляет единственный способ действовать достойным человека образом на человеческий характер; не должно непосредственно принуждать человека или доводить его до известных действий, но только привлекать его к ним единственно с помощью последствий, которые по самой сущности вещей проистекают из его поступков. Поэтому на место всяких более искусственных и сложных мер для предупреждения преступлений я предложил бы следующее: во — первых, установление хороших и продуманных законов; далее, назначение наказаний, точно соразмеренных в своей абсолютной мере с частными условиями, в относительной — с безнравственностью данного преступления, затем — по возможности тщательное расследование каждого случившегося нарушения законов и наконец уничтожение всякой возможности смягчения определенного судом наказания. Я не хочу отрицать, что это, конечно, весьма простое средство действует медленно, но зато оно действует верно, не наносит вреда свободе и имеет благотворное влияние на характер граждан.