Валовое национальное счастье
После Второй мировой войны индустриальные страны мира занялись перестройкой своих экономик и нуждались в мериле своего прогресса. Вскоре этот показатель был установлен, им оказался Валовой Национальный Продукт или ВНП, определенный как рыночная ценность всех товаров и услуг, произведенных за год трудом и собственностью населения данной страны. Сегодня чаще используется показатель Валовой Внутренний Продукт или ВВП ; в глобальном смысле ВНП и ВВП — равнозначные термины. ВВП сильно упрощает практическую работу экономистов: если ВВП растет, то все хорошо, в то время, как снижение означает, что что-то не так.
Однако не прошло и двадцати лет, как начал подниматься вопрос: возможно, это слишком простой показатель. Вот четыре главных возражения: ВВП. Если вы больше едите дома, вы не вносите своего
Вклада в рост ВВП; если вы выращиваете собственную пищу, вы не способствуете росту ВВП. Любая рекламная кампания, нацеленная на обуздание потребления, наносит вред ВВП: например, активная компания против курения приводит к тому, что меньше людей покупают сигареты, что снижает ВВП.
ВВП не делает различия между удовлетворением основных нужд и расточительством и роскошью.
ВВП не гарантирует наличие здравого смысла и общественной пользы того, что было сделано, куплено и продано. Таким образом, ВВП не слишком коррелирует с показателями качества жизни.
ВВП — валовой внутренний продукт; здесь не учитывается распределение расходов и выгод. Если 95 % населения живет в жалкой нищете, в то время как 5 % — в роскоши, ВВП этого факта не отражает.
В 1972 году экономисты Уильям Нордхауз и Джеймс Тобин опубликовали статью под интригующим заголовком «Устарел ли рост?», в которой они вводят единицу экономического благополучия как первый альтернативный показатель экономического прогресса.
Герман Дэйли, Джон Кобб и Клиффорд Кобб преобразовали MEW в более точный показатель благополучия устойчивой экономики, введенный в 1989 году, который можно описать при помощи следующей формулы: