Важнейшие соображения
Чтобы заключить эту часть исследования обобщением, основанным на важнейших соображениях, я прибавлю, что ради вещей пренебрегают людьми, ради результатов — силами. Следуя этой системе, государство становится похожим на скученную массу безжизненных и живых орудий деятельности и наслаждений, а не на совокупность действующих и наслаждающихся сил. При пренебрежении самодеятельностью действующих существ, по-видимому, имелось в виду счастье и наслаждение. О счастье и наслаждении справедливо судит только ощущение наслаждающегося; если поэтому вышеуказанный расчет и был бы верен, то он, во всяком случае, был бы противен человеческому достоинству. но как иначе объяснить то, что эта система, имеющая в виду только спокойствие, по собственной воле отказывается от высшего человеческого наслаждения как бы из опасения подвергнуться страданию. человек наслаждается всего более в те моменты, когда чувствует в себе высшее развитие своей силы и цельности. конечно, в эти же самые моменты он ближе всего к величайшему страданию. Нбо за моментом напряжения может следовать только равное напряжение — к наслаждению же или к лишениям направляет нас рука непобедимой судьбы. И хотя только чувство «высшего» одно заслуживает в человеке название счастья, тем не менее и горе, и страдание могут видоизменяться. Внутренняя сущность человека является вместилищем счастья или несчастья, а она не изменяется с течением событий, которые захватывают человека. но упомянутая система ведет, по моему мнению, только к бесплодному стремлению избежать страдания. Тот, кто поистине понимает наслаждение, переносит и страдание, которое настигает и того, кто стремится его избегнуть; он непрестанно радуется спокойному ходу судьбы; он восторгается величием, где бы ни созерцал его — будь это при возникновении чего-либо нового или при разрушении старого. Таким образом, он может дойти даже до того, что будет почитать наслаждением те ощущения, которые человек испытывает в момент собственного уничтожения; подобные настроения являются, однако, у немечтателей лишь в редкие минуты.