Воспитание юношества
ПОмимо собственного воспитания юношества существует еще другое средство для действия на характер и нравы нации, с помощью которого государство как бы воспитывает взрослого, зрелого человека, следит в течение всей его жизни за его способом действия и его воззрениями и придает им то или другое направление или по крайней мере пытается удержать его от того или другого заблуждения — именно религия. Все государства, указывает нам история, пользовались этим средством, хотя и в весьма различных размерах. У древних религия была теснейшим образом связана с государственным строем, вернее, она была политической опорой и двигателем этого последнего, и поэтому сюда применимо все то, что я раньше говорил о подобных установлениях древних. когда христианская игра научила человечество почитать одну из самых опасных преград, отделивших различные племена человеческого рода друг от друга; вместе с тем она положила настоящие основы истинной человеческой добродетели, развития и единения, без которых просвещение и знание и самые науки еще гораздо дольше, если не навсегда, остались бы редким достоянием немногих отдельных личностей, в это же время и связь между государственным строем и религией сделалась слабее. но когда потом нашествие варваров изгнало просвещение, а непонимание именно этой религии создало слепой и нетерпимый прозелитизм, политическая же форма государства в то же время так изменилась, что вместо граждан мы находим только подданных, подчиненных не столько государству, сколько правителю, — тогда забота о поддержании и распространении религии стала в зависимость от личной совести государей, которые считали, что она поручена им самим Богом. В новейшее время этот предрассудок встречается менее часто, однако ввиду внутренней безопасности и нравственности — как ее крепчайшего оплота — покровительство религии при помощи законов и государственных установлений не менее горячо рекомендуется.