Замещение: запаздывание и экономические последствия
Предположим, что мировая добыча нефти достигла пика в этом году и начинает снижаться со скоростью 2 % в год. Нам понадобится увеличить объем замещающего топлива на это количество плюс примерно 1,5 % ежегодно, чтобы поддерживать скромный экономический рост. Мы можем достичь такого же объема роста, повысив энергетическую отдачу транспорта на 3,5 % в год или путем комбинации этих двух стратегий, пока наша цель — приспособиться к уменьшению доступной нефти при поддержании роста. Мы, вероятно, не достигнем ни нашей цели замещения, ни повышения эффективности в первый год, так что столкнемся с дефицитом нефти, составляющим 3,5 % от общего, минус некий небольшой прирост, который мы можем компенсировать за счет топлива-заменителя и эффективности в краткосрочной перспективе. На другой год ситуация будет такой же. Если в тот момент, когда производство начнет падать, нам хватит сообразительности начать делать крупные инвестиции в разработку заменителей и более эффективную транспортную инфраструктуру, тогда эти инвестиции начнут окупаться через три-четыре года, еще дольше — четыре-пять лет — придется ждать, когда заменители и эффективность начнет приносить существенную пользу*.
В течение этих пяти лет, если только у нас нет плана по урегулированию дефицита топлива, адаптация не будет безболезненной. С сокращением доступности нефти на 2 %, мы можем столкнуться с падением ВВП на 3—4 %, инвесторы станут осторожничать, начнется сокращение рабочих мест. Невозможно узнать, как в этот период высокой неопределенности с энергетическими ресурсами на будущее будут реагировать рынки.