Зарубежные контакты
Аналитические центры смогли предложить бывшим политикам место работы в околополитической сфере. Центры потенциально могли бы снова послужить трамплином для возвращения к политической и государственно-административной карьере. Аналитический центр с зарубежными контактами и крепкой репутацией в стране также мог стать общественной трибуной. Изгнанные политики, пришедшие в центры, обладают высоким уровнем социального капитала, выражающегося в личных контактах во властных структурах и оппозиционных партиях.
Достаточно трудно с точностью определить момент, когда аналитические центры становятся «врагами» новой власти. Еще в 1994 году некоторые независимые аналитики были приглашены и присоединились к работе одного из государственных центров экспертизы при президенте. Механизмы создания образа «врага» сложны. Мы рассмотрим лишь некоторые элементы этих механизмов. Пожалуй, самым значимым элементом этого процесса стала символическая увязка негосударственных аналитических центров и политической оппозиции.
В условиях, когда непосредственный контроль над аналитическим пространством, критикующим проводимые реформы, не был установлен, начиная с 1995-1996 годов, публичная критика со стороны властей в адрес аналитиков и центров усилилась. С одной стороны, символический возврат к советским ценностям позволил поставить под вопрос пользу аналитических центров, тем более что они открыто демонстрировали приверженность принципам либеральной экономики, противоречащим природе провозглашенного властями «рыночного социализма». Открытый антимарксизм также становится подозрительным и приобретает новое политическое значение.