Человеческая натура
Люди, по утверждению веблена, потребляют товары не для удовлетворения гедонистических потребностей, как думают экономисты, но с целью произвести впечатление на других, демонстрируя свое богатство. Таким образом, капитализм играет на низкопробном инстинкте соперничества, свойственном человеческой натуре, и подталкивает индивидов, даже не располагающих деньгами, к бесполезному потреблению как способу обрести почет и уважение. Капитализм есть огромная, расточительная машина, непрерывно поощряющая и поддерживающая социальное соперничество. Это стремление к «потреблению напоказ» имеет, в свою очередь, глубоко разлагающее воздействие на индивидуальные способности к суждению и на поведение. Оно трансформирует каноны этики, эстетического вкуса и чувство долга, подменяя их всеобщим почитанием богатства и денежных трат.
В сегодняшней научной литературе трудно встретить столь же беспощадный стиль, но суть критики веблена остается неизменной. К примеру, на его идеи опираются работы Джульетты Шор, в частности, ее описание чрезмерного потребления, характерного для американских средних классов. Однако, в отличие от веблена, Шор формулирует прямые политические выводы. Она утверждает, что подобно тому, как классовый конфликт был причиной критики капиталистического производства, обеспокоенность по поводу непрерывного умножения стилей жизни, принимающей угрожающие размеры задолженности, а также социальных и экологических издержек производства должна породить действенную политическую критику потребления. Благотворное воздействие рынков на нравственность превозносилось как на уровне личной добродетели, так и на уровне макроэкономического развития. Встречная моральная критика ведется также на обоих этих фронтах. Например, критика поглощения детства и индивидуальности рыночным процессом затрагивает личное или семейное потребление. В свою очередь, активисты стремятся обличить связь корпоративных брендов с несправедливыми или эксплуатационными практиками использования детского труда в развивающихся странах.