Отношение человека и гражданина
Но по мере того как гражданин уже с детства вырабатывается в гражданина, подобное явление становится слабее. конечно, благотворно, если отношения человека и гражданина, поскольку возможно, совпадают друг с другом, но действительная польза от этого существует лишь там, где от гражданина не требуется, чтобы он приносил в жертву какие-либо из существенных человеческих свойств, где он может остаться человеком вполне. доказать это составляет цель, к которой единственно стремятся все мысли, развиваемые мной в этом исследовании.
Там, где форма, по образцу которой стремятся выработать человеческий характер, уже определена и сама по себе если и одностороння, то тем не менее прекрасна, как это мы видим в древних государствах и, может быть, в настоящее время во многих республиках, — там не только выполнение легче, но и результат его менее вреден. В наших монархических государствах такая определенная форма вовсе не существует — к немалому счастью для развития человека. к числу их преимуществ, хотя и связанных со многими вредными последствиями, принадлежит, очевидно, следующее: именно то, что не приходится тратить для поддержания государственного союза столько человеческих сил, как в республиках, ибо в монархическом государстве этот союз должен рассматриваться только как средство. Только бы подданный слушался законов, наслаждался со своей семьей благосостоянием и занимался безвредной деятельностью — и государству нет дальнейшего дела до рода его жизни. Здесь общественное воспитание, которое всегда, хотя бы и неприметно, имеет в виду гражданина или подданного, а не человека, стремится не к тому, чтобы выработать определенные добродетели или известный образ жизни, оно ищет как бы равновесия всех, так как ничто более этого не порождает и не поддерживает спокойствия, которого именно эти государства более всего и стремятся достигнуть. Подобное стремление, как я уже пытался указать в другом случае, либо приводит к остановке прогресса, либо ведет к ослаблению энергии, между тем как выработка отдельных сторон, составляющая принадлежность частного воспитания, ставя воспитывающееся лицо в различные жизненные условия и положения, вызывает это равновесие вернее, не жертвуя в то же время энергией.