Идеи одиночества
Тогда не должны ли исчезнуть в нем все идеи одиночества, бессилия, недостатка защиты, утешения и помощи, которые всегда предполагаются там, где отсутствует олицетворенная, порождающая порядок разумная причина всего конечного. Это чувство внутренней самостоятельности, это существование в себе и через себя не сделают его жестким и нечувствительным по отношению к другим существам, не лишит его сердца полной участия любви и доброжелательных наклонностей. Нменно эта идея совершенства, которая не есть просто холодное представление разума, но может быть теплым чувством сердца, привлекает всю его деятельность — и она же заставляет его находить наслаждение в жизни для других. Он признает, что эти другие обладают той же способностью совершенствоваться и что он может вызвать в них эту способность или увеличить ее. Он еще не проникнут высшим идеалом нравственности, пока может рассматривать себя или других в отдельности, пока все духовные существа не слились в его представлении в сумму совершенства, рассеянного в каждом из них. может быть, его слияние с остальными подобными ему существами еще теснее, его участие в их судьбе еще теплее, когда их и его судьба зависит в его представлении только от него и от них.
Если бы мне сделали, и не без основания, возражение, что для осуществления начертанного мной образа потребовалась бы необыкновенная, выходящая из ряда вон сила духа и характера, то не следует также забывать, что все сказанное имеет место и там, где религиозные чувства вызывают образ жизни поистине прекрасный и одинаково далекий как от холодности, так и от мечтательности. Вообще это возражение было бы уместно только в том случае, если бы я предлагал способствовать или покровительствовать только что описанному мною настроению. но мое намерение состоит главным образом в том, чтобы указать, что для самого последовательного человека нравственность вовсе не стоит в зависимости от религии или вообще не необходимо связана с нею. Л желаю со своей стороны помочь уничтожению малейшей тени нетерпимости и развитию того уважения, которое человек должен чувствовать к чувствам и образу мыслей других людей.