Культурная креативность
В пику теориям, согласно которым рынки способствуют культурной креативности и инновациям, ряд авторов утверждает, что рынки обслуживают наиболее стандартные вкусы, подавляют индивидуальный стиль и уничтожают разнообразие. В своем классическом виде этот взгляд представлен в работе Адорно и Хоркхаймера, где они критикуют культурную индустрию как «обман масс». По их мнению, при капитализме культурное производство организовано индустриальным способом и следует скорее логике прибыли, чем эстетики. Культурные объекты задуманы так, чтобы гарантировать их потребителям немедленное и простое удовольствие. Мало того, что их качество сомнительно, их форма и содержание не поощряют критическое мышление и тем самым, в конечном счете, служат воспроизводству статус-кво. Под это описание хорошо подходят стандартные голливудские блокбастеры, которые, как показал коуэн, состоят из расхожих клише, ориентированы в большей степени на действие, чем на диалог, и не требуют напряжения мысли.
Интерес к идеям Франкфуртской школы, угасший было к 1970-м годам, вновь возрос на волне исследований глобализации. Вполне в духе Хоркхаймера и Адорно, Фредерик Джеймсон и близкие ему аналитики настаивают на том, что свободная торговля вещами и идеями ведет к стандартизации культурных практик в мировом масштабе — при господстве американских образов, товаров и моделей. В противовес аргументам, выдвигаемым экономистами, они также показывают, что предполагаемое разнообразие современного потребления вводит в заблуждение и дает пищу изнурительной одержимости выбором, порождающим в реальности лишь тревогу и неудовлетворенность.