Социальные условия
Социальная наука, подобно другим интенциональным явлениям, обосновывается трансценденцией бытийной структуры человека. Дело в том, что человек — в отличие от наличной веши — никогда не бывает вполне завершенным в своем бытийствовании, но всегда есть для себя собственная возможность и вопрос. В силу этого социология стремится к трансцендирующему исследованию, которое обобщало бы совокупность фактов самих по себе и снимало бы границы наличного положения дел, преодолевая контингентность сложившейся констелляции социальных условий. Это открывает аксиологическое и деонтологическое измерения социологической истины: она предъявляет безусловное требование и подвергает критике наличные социальные условия. Приобретая свойства категорического утверждения, дискурсивное выражение социологической истины «превращается в категорический Императив», утверждая не столько факт, сколько «необходимость Осуществления факта» .
Иными словами, трансцендентальная социологическая истина утверждает необходимость открытости, позволяющей переносить знания о сконструированном наукой социальном мире на повседневную социальную действительность. Истина как категорический императив учреждает производство социологического дискурса как научного предприятия, которое способно давать достоверные представления о действительности, внешней по отношению к автономному полю науки. Например, мы в состоянии применять к эмпирическим индивидам концепты «диспозиция», «социальное действие», «интерес» и так далее, потому что их адекватность и релевантность гарантированы фундаментальной научной ценностью — социологической истиной.