Издательская среда
Перепроизводство книг и все более агрессивные рекламные методы в издательской среде породили кризисную ситуацию, которая затрагивает не только производителей, но и посредников, в частности — литературных критиков. Создание «Профсоюзной ассоциации литературной критики» в 1902 году и ее попытки собрать сообщество критиков свидетельствуют одновременно о размывании условий реализации этой деятельности и о необходимости придать ей новую ценность. Будучи разделенной между тремя полюсами: университетским, журналистским и авторским, ассоциация литературных критиков сталкивается с трудностями, сопоставимыми с трудностями писателей.
О конкуренции свидетельствует и тема «перепроизводства обладателей дипломов», которая восходит еще к Старому режиму, но начиная с XIX века и особенно в период III Республики вместе с развитием республиканского Университета и ростом числа студентов, конкуренция возрастает во всех профессиях. Риски, связанные со статусом независимого интеллектуала, неустойчивость занятости привели к попыткам образования касс помощи безработным интеллектуалам. Эти кассы появились в 1930-х годах благодаря инициативе еще одной новой организации — «Конфедерации интеллектуальных работников» .
Попытки профессиональной организации, которые множатся в период III Республики, являются продуктом необходимости противостоять сложившимся условиям интеллектуального производства. Движение профессионализации во Франции получило значительную поддержку в рамках республиканского законодательства: 21 марта 1884 года был принят закон, разрешающий образование профсоюзов; в 1898 году — закон об ассоциациях взаимопомощи; 1 июля 1901 года — закон, провозгласивший свободу ассоциаций. В контексте подъема рабочего движения, развития третьего сектора, роста числа преподавателей университетов и возросшей конкуренции, другие профессиональные группы, в свою очередь, поставили перед собой задачу самоорганизоваться. Известно, что организация профессионального корпуса требует наличия одной или нескольких инстанций, которые взяли бы на себя различные функции: образования, контроля за условиями вхождения в профессию и работы по ней, формирования профессиональной этики и внутренней дисциплины, помощи, представления и защиты интересов своих членов.