Национальные профили
С целью проверить гипотезу о тождественности дисциплинарных и символических границ в случае аграрной экономики мы покажем условия возникновения и роста этой дисциплины, опираясь в основном на примеры России, США и Франции — трех стран, в каждой из которых сформировались оригинальные школы аграрной экономики. Несмотря на разнообразие национальных профилей этой дисциплины, сравнительно-исторический анализ позволяет обнаружить на удивление схожие тренды в ее развитии. Так, в дисциплинарной истории аграрной экономики отчетливо выделяются несколько ключевых этапов: конец XIX — начало XX веков; период между двумя войнами; 1960-е годы. Эта периодизация неслучайна и в целом повторяет ритм развития других общественных дисциплин. Так, конец XIX века нередко рассматривается в качестве их формативного периода в связи с «кризисом классического либерализма» . В 1950-е и 1960-е годы общественные науки выступают в качестве активных участников модернизации, «во-первых, в их связи с идеями социетального планирования и, во-вторых, благодаря их вкладу в “рационалистическую революцию” ‘‘золотого века капитализма”» . Наконец, будут проанализированы факторы глубокой трансформации, переживаемой аграрной экономикой в последние тридцать лет в связи с так называемым неолиберальным поворотом в мировой политике, переопределившим представления о роли государства в аграрном секторе и о значении последнего для социальной и экономической жизни.