Действие на человека
Но подобное действие на человека имеет не одна музыка. Кант замечает, что оно может быть свойственно изменяющимся цветовым ощущениям; но в еще высшей степени это встречается при том, что мы ощущаем посредством осязания. Его нельзя не признать даже при вкусе. Даже во вкусе существует повышение наслаждения, которое как бы желает удовлетворения, получает его и затем исчезает мало-помалу в более слабых колебаниях. Всего незначительнее это при обонянии. А так как в человеке ход ощущений, их повышение и понижение, их, если смею так выразиться, чистая и полная гармония, по существу, представляют самое привлекательное и даже гораздо привлекательнее самого объекта — ибо при этом забывается, что сущность объекта преимущественно определяет степени и еще более гармонию этого хода; и так как ощущающий человек представляет именно самое занимательное зрелище, то мы поэтому во всех искусствах как бы стараемся найти олицетворение наших ощущений более, нежели что-либо другое. Это составляет отличительную черту живописи и даже скульптуры. глаза мадонны Гвидо Рени как бы остаются в границах одного быстролетного мгновения. Напряженный мускул Боргезского бойца заставляет предвидеть удар, который он намеревается нанести. И еще в высшей степени пользуется этим поэзия. Не вдаваясь здесь в сущность рассмотрения того, какое место должны по отношению друг к другу занимать изящные искусства, я должен для пояснения моей мысли присовокупить еще следующее. Изящные искусства производят два рода влияния, которые всегда соединены в каждом из них, хотя в весьма различных соотношениях; они либо непосредственно порождают идеи, либо возбуждают чувство, настраивая тон души; или, если выражение не покажется слишком искусственным, обогащают или возвышают ее силу. Чем, однако, одно влияние более прибегает к помощи другого, тем более ослабляет оно свое собственное действие. Поэзия соединяет в себе оба влияния полнее и шире других искусств, и поэтому она, с одной стороны, самое совершенное из них и с другой — самое слабое.