Образовательная польза
Пример такого образовательного для характера союза представляет, по опыту всех, даже самых грубых народов, союз обоих полов. хотя в этом случае как различие между стремящимися сблизиться лицами, так и самое стремление к сближению в известном смысле сильнее, чем в других союзах, тем не менее различие свойств характера и стремление сблизиться могут встретиться в той же степени и у лиц одного и того же пола; но здесь это стремление будет только менее заметно, не имея никакого отношения к половому различию, действие же его вследствие этого самого будет еще могущественнее. Эти идеи, прослеженные дальше и точнее развитые, могли бы привести к более правильному объяснению стремления людей вступать друг с другом в союзы — явление, которым у древних, в особенности у греков, пользовались сами законодатели и которому часто недостаточно возвышенно дают имя обыкновенной любви и всегда неправильно называют простой дружбой. Образовательная польза таких союзов зависит от того, насколько в них сохраняются и поддерживаются как самобытность вступивших в союз лиц, так и искренность самого союза. Без искреннего сближения один не в состоянии понять другого, самобытность же необходима для того, чтобы, так сказать, усвоить понятое и приобщить его к своему существу. но как первое, так и последнее требуют от лиц, вступающих в союз, не только силы, но также и различия — не слишком много, потому что нужно, чтобы один мог понять другого, не слишком и мало, так как необходимо, чтобы возникло некоторое восхищение тем, чем обладает другой и желание также усвоить это себе. Эта сила и это многообразное различие соединяются в оригинальности; поэтому своеобразность силы и образование есть то, на чем в конце концов зиждется все величие человека, к чему отдельный человек вечно должен стремиться и чего тот, кто хочет влиять на людей, никогда не должен терять из виду. Эта своеобразность является следствием свободы действия и разносторонности действующего лица и в свою очередь приводит к ним же. даже безжизненная природа, которая всегда равномерным шагом движется по вечно неизменным законам, представляется самобытно развитому человеку более своеобразной. Он переносит в нее как бы самого себя, и поэтому, в высшем смысле слова, верно то, что каждый именно в той степени видит полноту и красоту вне себя, в какой сам обладает ими. насколько сильнее должно быть влияние этой причины там, где человек не просто чувствует и воспринимает внешние впечатления, но сам является действующим лицом.