Плод истинного духовного развития
Когда идея о божестве есть плод истинного духовного развития, то она действует прекрасно и благодетельно на внутреннее совершенство. Все является нам в другом виде, когда создано по плану намеренному в противоположность тому, что создано неразумным случаем. Ндеи разума, порядка, преднамеренности, которые нам так необходимы, чтобы действовать или даже для возвышения наших умственных сил, укореняются крепче в нашей душе, когда мы их везде открываем. конечное становится как бы бесконечным, преходящее — прочным, изменчивое — постоянным, запутанное — простым, когда мы представляем себе одно рождающее порядок начало во главе вещей и вечность духовного мира. наша жажда к познанию истины, наше стремление к совершенствованию приобретают более силы и прочности, когда мы веруем, что есть существо, которое представляет источник всякой истины, совокупность всякого совершенства. Бедствия менее чувствительны нашей душе, так как с ними связаны вера и надежда. чувство, что все, чем мы обладаем, мы получаем из рук любящего существа, увеличивают в одно и то же время счастье и нравственную добродетель. Полная благодарности за испытанную радость и исполненная доверчивой надежды получить радость и в будущем, душа как бы освобождается от тяжелых пут и не отдается более постоянным мучительным и глубоко затаенным размышлениям о своих собственных ощущениях, планах, заботах, надеждах. Если она лишена возвышающего чувства быть во всем обязанной самой себе, зато ощущает сладостное сознание, что живет в любви другого существа, — чувство, где собственное совершенство соединяется с совершенством этого существа. Она сочувственно настраивается к другим, она не хочет, чтобы другие все извлекали из себя самих, хотя она сама ничего не получает от других. Л здесь коснулся только главных моментов этого исследования. Разбирать этот предмет подробнее после мастерского изложения Гарвея было бы излишне и неуместно.