Приобретение внешних благ
Древние, преимущественно греки, почитали вредным и бесчестящим всякое занятие, которое, развивая лишь телесную силу, имело целью не внутреннее развитие, а приобретение внешних благ. Самые человечные философы их одобряли поэтому рабство как бы ради того, чтобы этим несправедливым и варварским средством обеспечить за одной частью человечества высшую силу и красоту, принося ей в жертву другую часть того же человечества. но заблуждение, лежащее в основе всего этого рассуждения, легко указывается разумом и опытом. каждое занятие в состоянии облагородить человека, дать ему определенный и достойный его образ. Все дело в том, как совершается данный труд. можно принять за общее правило, что каждое занятие имеет благодетельное влияние, пока оно само и употребляемая на него энергия, главным образом, одушевляют человека; оно становится менее благодетельным и, напротив, часто даже вредным, если больше обращено внимания на результат, к которому оно ведет, а на самую деятельность смотрят лишь как на средство. Все, что привлекательно само по себе, возбуждает уважение и любовь, между тем как то, что служит лишь средством для достижения каких-нибудь выгод, вызывает только жажду приобретения; но человек, питая к чему-либо чувства уважения и любви, облагораживается в такой же мере, в какой жажда приобретения подвергает его опасности унизиться. когда государство высказывает ту положительную заботу, о которой здесь идет речь, то оно может иметь в виду только результаты; ради этих последних оно и вырабатывает правила, выполнение которых наиболее обеспечивает усовершенствование названных результатов.