Религиозные идеи
Совершенно иначе обстоит дело там, где способность чувствовать очень сильна и где каждая мысль легко превращается в чувство. Однако и здесь оттенки бесконечно различны. Там, где душа чувствует сильное стремление, как бы выходит из самой себя и переходит в других, соединяется с другими, там религиозные идеи будут весьма действительно влиять на образ действий. В то же время есть характеры, у которых господствует такая тесная последовательность в идеях и ощущениях, что из этого проистекает настолько значительная сила и самостоятельность, что они и не требуют и не допускают отдачи своего существа другому или беззаветного доверия к чужой силе, в чем преимущественно и выражается влияние религии. Даже положения, потребные для того, чтобы привести человека к религиозным идеям, различны по различным характерам. У одного для этого достаточен всякий сильный аффект — радость или горе, у другого только радостное чувство, проистекающее из благодарности за испытанное наслаждение.
Последнего рода характеры, может быть, не следует ценить менее других. Они, с одной стороны, достаточно сильны, чтобы не искать чужой помощи в несчастье, с другой — слишком ценят и понимают наслаждение быть любимым, чтобы не связывать с идеей счастья и наслаждения представления о любвеобильном существе, дарующем их. Часто также стремление к религиозным идеям имеет еще более благородный, более чистый, если я смею так выразиться, более интеллектуальный источник. Человек может познавать то, что его окружает, только при помощи своих органов; нигде не открывается перед ним непосредственно чистая сущность вещей; именно то, что сильнее всего возбуждает его любовь, что охватывает все его внутреннее я с непреодолимой силой, скрыто от него самой непроницаемой завесой; в течение всей его жизни его деятельность сводится к стремлению проникнуть сквозь эту завесу; все его наслаждения заключаются в предчувствии истины, начертанной загадочными знаками; в надежде непосредственно созерцать эту истину в дальнейшие периоды его существования.