Социальная история профессий
Социальная история профессий, получившая значительное развитие в течение последних двух десятилетий, особенно в Германии и италии1, традиционно оставляет в стороне творческие профессии, обращаясь лишь к тем интеллектуальным профессиям, которые считаются «полезными»: адвокат, врач, преподаватель, инженер, архитектор. История интеллектуалов, которая центрировалась на писателях и художниках, а не на этих профессиях, со своей стороны, акцентировала свое внимание на вопросе политической ангажированности. Эта неравновесная ситуация, которая отчасти связана с разделением труда между социальной историей элит и культурной историей, объясняется также и историческими причи-нами: если первые профессии являются организованными, и процесс их институционализации можно отследить, то творческие специальности — это в высшей степени персонализированные и индивидуалистичные формы деятельности, которые бросают вызов социологии профессий. Степень и модус институционализации оказывают влияние на тип коллективного действия. Действительно, моЖнО выдвинуть гипотезу, согласно которой высокая степень политизации творческих видов деятельности связана с низкой степенью профессионализации. И наоборот, мобилизация ради признания профессии, несомненно, способствовала формированию «цехового духа», который стирает политические различия и склонности отдельных индивидуумов в традиционных профессиях.