Современный человек
Человека, следовательно, имеет своим отправным пунктом эта теория. Уже во время своей поездки в Париж Гумбольдта главным образом интересовало то, что революция сделала из французов, а не то, что французы сделали из своего государства. Нация интересовала его больше, нежели государство, а человек — больше, чем нация. Человек в единственном числе составлял главный предмет его изучения, индивидуальное — главный предмет его внимания. В этом именно пункте и заключается отличие его от Канта, ибо то, что его привлекало, был человек не в отвлечении, а конкретный, не познающий субъект, а человек в целом — в гармонии всех свои сил. С этой симпатией сплетается у него и другая: чем меньше находил он в этом идеале современного человека в настоящем, где он встречал постоянно одностороннее развитие то ума, то сердца, тем более привлекала его картина, которая рисовалась ему в Древности. Его упоение представлением о гармонически современной человечности, его собственное стремление к всестороннему, истинно человеческому развитию находили поддержку в впечатлениях, которые он вынес из истории древнего мира, из чтения гомера, Пиндара, Платона. С истинным и великим восторгом, с энтузиазмом, вытекающим из сердца — в самом деле, скорее из сердца, чем из глубокого знакомства, восхваляет он «невыразимо прекрасный древний мир».