Взрослые граждане
Этому методу государство может следовать по отношению к взрослым гражданам только Отрицательно, т. е. предоставляя им свободу, которая одновременно создает препятствия и вместе с тем порождает силу и умение устранять их. Положительный же метод применим лишь к подрастающему поколению при помощи настоящего национального воспитания. мы впоследствии пространнее рассмотрим возражение, которое здесь легко может быть сделано, именно, что при исполнении тех задач, о которых здесь идет речь, гораздо важнее, чтобы дело вообще было сделано, чем чтобы тот, кто его исполняет, извлекал из него для себя поучение, — т. е. важнее, например, чтобы поле было хорошо обработано, чем чтобы земледелец был самым умелым хозяином.
Он считает себя освобожденным от той заботы, которую видит переданной в чужие руки, и думает, что для него достаточно ожидать извне руководства и следовать ему. Нерез это нарушается правильность его представления о заслуге и вине. Идея первой не одушевляет его, и мучительное чувство последней охватывает его все реже и реже, так как он гораздо легче сваливает ее на свое положение и на того, кто создал это положение. Если при этом случится, что он не будет почитать цели государства за вполне чистые, а будет думать, что оно имеет в виду не одну его пользу, но в то же время и какую-нибудь чуждую, побочную цель, то пострадает не только его сила, но и достоинство его нравственной воли. Он будет считать себя свободным от всякой обязанности, которую бы государство не прямо и ясно наложило на него, и от всякого необходимого улучшения своего собственного положения; причем он иногда даже может бояться подобного улучшения как нового случая, которым государство могло бы воспользоваться.