Здравый смысл
Применение этих определений ясно само по себе; я напомню здесь лишь о нескольких замечательных примерах. Именно, согласно этим началам, нужно выключить по преимуществу все то, что говорится о действиях, возбуждающих соблазн по отношению к религии и нравам. Тот, кто высказывает вещи или совершает действия, оскорбляющие совесть или нравственность другого, может быть, конечно, и действует безнравственно; однако пока он не позволяет себе назойливости, то не нарушает никакого права. ничто не возбраняет другому удалиться от него, или если положение делает это невозможным, то этому другому приходится выносить неизбежные неудобства связи с характером, который отличается от собственного. При этом он не должен забывать, что, может быть, тому первому человеку неприятно видеть стороны, которые свойственны второму, ибо вопрос, на чьей стороне право, всегда только там важен, где существует право решения его. даже в том, конечно, гораздо худшем случае, когда зрелище того или другого поступка, слушание того или другого рассуждения вводит в соблазн добродетель или нравственность или колеблет здравый смысл другого, даже здесь невозможно допустить никакого стеснения свободы. Тот, кто так поступает или говорит, не посягает ни на чье право, и другой силой воли или началами разума свободен противодействовать дурному впечатлению, произведенному на него. Отсюда следует также, что как бы велико часто ни было вытекающее отсюда зло, с другой стороны, никогда не отсутствуют и хорошие последствия: в одном случае испытывается и выигрывает сила характера, в другом — терпимость и многосторонность взгляда. Мне здесь нечего, конечно, напоминать, кроме того, что я в настоящее время занят лишь вопросом, нарушают ли вышеназванные действия безопасность граждан. Л уже раньше пытался рассмотреть, с одной стороны, отношение их к нравственности нации и с другой — определить, что государству может по этому поводу быть позволено или нет.