Благородное общество
Вся живущая в государстве нация представляется ему в образе благородного общества. Государственный союз заменяется, согласно идеалу, «союзом народным» . Только, говорит он, «свободное воздействие членов нации друг на друга есть именно то, что сохраняет все блага, стремление к которым заставляет людей соединяться в общества»1. И этот свободный союз оказывается пригодным как для наслаждения, так и для деятельности. С искусством обхождения с людьми соединяется привычка к добровольным договорам. индивидуализм не удовлетворяется одним общением, — там, где дело касается практических целей, он создает свободные Ассоциации. достижение всякой конечной цели требует единства распоряжения точно так же, как и всякое предупреждение или устранение больших бедствий. но это единство создается не одним только государственным установлением, но также и народными. нужно только предоставить как отдельным частям нации, так и всей нации в целом свободно объединяться посредством договоров. даже меры безопасности, поскольку они имеют предохранительный характер, должны обусловливаться свободными договорами, а не правительственными распоряжениями. наиболее достойная задача государства заключается и здесь в стремлении «сделать себя ненужным». Оно должно стремиться воспитать путем свободы людей так, чтобы легче возникали общины, деятельность которых могла бы заменить деятельность государства.